http://uploads.ru/i/N/J/2/NJ2zA.jpg
Высшие магистратуры:

Принцепс - cамый уважаемый и влиятельный из сенаторов. Первый в списке древнеримских сенаторов (принцепс сената (princeps senatus)), обычно старейший из бывших цензоров. В эпоху Империи почётное место принцепса после трансформации стало важным атрибутом императорской власти.

Цензор - должностное лицо, осуществлявшее главным образом проведение ценза (периодическая перепись граждан с оценкой их имущества с целью разделения их на социально-политические, военные и податные разряды).

Народный трибун - Римский плебс избирал из своей среды десять должностных лиц, которые сперва защищали интересы только плебеев, а затем и всякого римского гражданина от несправедливого решения властей или сената. Своим вмешательством трибун мог «заморозить» или, в иных случаях, даже отменить уже принятое постановление, или приговор, или закон. Кроме того, народные трибуны собирали сходки плебса и председательствовали на них. Власть народного трибуна не распространялась на любое решения Цензора!

Консулы - высшая выборная магистратура в эпоху республики в Древнем Риме. Консулы обладали высшей гражданской и военной властью, набирали легионы и возглавляли их, созывали сенат и комиции, председательствовали в них, назначали диктаторов, производили ауспиции и т. д. В чрезвычайных обстоятельствах сенат наделял консулов неограниченными полномочиями.

Претор — должность, которая включала в себя два типа преторов: городской претор (Praetor urbanus), ведавший судебными процессами между римскими гражданами, и претор для ведения дел между римскими гражданами и чужестранцами или между самими чужестранцами (Praetor peregrinus).


Низшие магистратуры:

Эдил - должностное лицо в Древнем Риме, ведавшее общественными играми, надзором за строительством и содержанием храмов. Эдилу полагалось сопровождение из 2 ликторов (охранники).

Квестор - должностное лицо, заведующая казной государства. В обязательном порядке, претендент должен был пройти воинскую повинность в десять лет (с 17 лет).


Военный трибун - начальник легиона, избиравшийся народом в Риме. Во главе каждого легиона стояли шесть военных трибунов, которые несли командование поочередно. Это были опытные военные, участвовавшие не менее чем в пяти кампаниях. Но как-бы реальной власти военные трибуны к сожалению не имели.


Военные должности

I. Старшие офицеры.

Полководец - Значения этого последнего определяются следующим образом: «Военачальник, воиноначальник, воинствоводец, воеводец, воевода, начальствующий, управляющий военною силою». И далее: управлять войсками — значит «военачальствовать, предводительствовать».

Легат — высшая должность в римском легионе (командир легиона либо старший морской офицер, командующий соединением флота). Так-же исполняет дипломатические миссии по поручению сената.

Военный трибун. . Известно, что в доисторическую эпоху, когда легион состоял из трех контингентов по тысяче человек, заимствованных у трех родовых племен (триб) Рима, каждым из этих контингентов командовал трибун, то есть три трибуна командовали весь год. Позднее их число удвоилось, хотя неизвестно, когда и как, и шесть трибунов на легион стали стандартной цифрой на весь период Республики.

II. Младшие офицеры.

Центурион.  Командир, руководивший центурией (Центурия (лат. centuria, сотня, от centum — сто) — военное подразделение римской армии). В легионе было 60, при Империи 59 центурий., естественно, носил имя centurio. Когда манипула стала тактической единицей, центурия сохранилась как подразделение манипулы и каждая манипула стала насчитывать двух центурионов, командующий правым крылом был prior, левым – posterior.

Опцион.  Лейтенант пехоты, помощник центуриона, назывался опционом.

Тессерариус.  Выполняющий обязанности нашего старшего сержанта. Он был один на центурию. Он получал приказы от старших начальников и передавал их по назначению; ему давался пароль, записанный на тессере (дощечке для письма), который он сообщал всем воинам, откуда и его наименование [tessera].

Спекулаторес.  ("наблюдатели", "разведчики"), предназначенные исполнять или надзирать за исполнением смертной казни.

Знаменосец.
1)Знаменосец (Aquilifer): Чрезвычайно важный и престижный пост (дословный перевод названия — «несущий орла». Потеря знамени («орла») считалась ужасным бесчестьем. Следующий шаг вверх по служебной лестнице — центурион.
2)Знаменосец (Signifer): В каждой центурии был казначей, который отвечал за выплату жалования солдатам и сохранность их сбережений. Он же нёс боевой значок центурии (Signum) — древко копья, украшенное медальонами. Наверху древка часто находилось изображение открытой ладони — знак присяги, данной солдатами.
3)Горнист (Cornicen): Находился рядом со знаменосцем, отдавая команды на сбор к боевому значку и передавая солдатам приказы командира сигналами горна.
4)Imaginifer: Нёс штандарт с изображением императора, который служил постоянным напоминанием о верности войска императору.

III. Солдаты.

Легионер.  – низший ранг воинов.

Рекрут.  – воины не принявшие присягу.

Религиозные должности

Великий понтифик - первоначально — высшая жреческая должность в Древнем Риме, была пожизненной. Великий понтифик был главой Коллегии понтификов и руководил так называемым жреческим царём, фламинами и весталками. Если кто-то из жрецов или самих понтификов нарушал свои обязанности, Великий понтифик налагал на него штраф (multa). Хотя народ имел право критиковать решения понтифика, в известных историкам случаях он их поддерживал. Великий понтифик вёл также ежегодные официальные записи предзнаменований (annales maximi).
Так как Великий понтифик формально не был магистратом, он не носил тогу с пурпурной каймой — отличительным его знаком был железный нож (secespita).
Для выбора Великого понтифика в трибутных комициях выбирались по жребию 17 из 35 триб и они голосовали поодиночке.

Коллегия понтификов - в Древнем Риме высший жреческий институт царского и республиканского периода, возглавлялся Великим понтификом, который до III в. до н. э. выбирался из её членов. В Коллегии сосредоточивалось знание и хранение сакрального права (ius pontificium), вырабатывались правила его толкования (commentarii pontificum), велись записи юридических прецедентов и давались компетентные юридические советы.
Первоначально в Коллегии было 5 понтификов, после закона Огульния 300/299 до н. э. — 9, после Суллы — 15, после Цезаря — 16. Общей обязанностью понтификов было сохранение религиозного баланса (pax deorum), то есть видимо уделения равной степени почитания каждого бога. До закона Огульния все понтифики были патрициями. Было также 3 младших понтифика (pontifices minores), но их роль недостаточно изучена.

Священный царь - второй по значимости после Великого понтифика служитель культа в Древнем Риме после провозглашения республики. Выполнял:
*религиозные обряды (лат. sacra publica) во всех календах, раннее совершавшиеся царями;
*умилостивление богов при появлении дурных предзнаменований;
*объявление (лат. editio) надходящих праздников при нундинах. Предположительно эта функция была отменена после Гнея Флавия.
Священный царь жил на Священной дороге (лат. via Sacra), его должность была пожизненной. Первые священные цари были патрициями и назначались авгурами по указанию Коллегии понтификов.
Жена священного царя носила титул regina sacrorum (священная царица). В день изгнания царей (лат. regifugium) она совершала в комиции жертвоприношение.

Авгуры - члены почётной римской жреческой коллегии, выполнявшие официальные государственные гадания (главным образом ауспиции) для предсказания исхода тех или иных мероприятий по ряду природных признаков и поведению животных. Понятие augurium обозначало мероприятие гадания. Отличительной одеждой авгуров была трабея, а инсигниями — жезл (lituus) и специальный сосуд (capis) при жертвоприношениях. Совокупность знаний и полномочий авгуров называлась ius augur(i)um и документировалась в соответствующих книгах (libri augurales).

Августалы - провинциальные корпорации почитателей императора)  две связанные коллегии жрецов в древнем Риме периода принципата, отправлявшие культ императора и его рода. Влиятельные и массовые при Юлиях-Клавдиях и Флавиях, эти коллегии фактически прекратили существование в эпоху переворотов конца II века.

Арвальские братья - римская коллегия 12 жрецов. В обязанности её входили молитвы богам о ниспослании урожая и процветании общины граждан.
Должность братьев была пожизненная; ни ссылка, ни плен не лишали их этого звания. Во главе их стоял ежегодно сменявшийся магистр; он в случае смерти одного из членов коллегии назначал ему преемника. Внешними отличиями их звания были венки из колосьев и белые головные повязки (infulae). Чтобы призвать на поля плодородие, братья ежегодно в течение трёх дней мая совершали Sacrificium Deae Diae (вероятно, разновидность богини Ops) частью в городе, частью в особом lucus Deae Diae, находившемся в 5 милях от города: до этого места простирались в древнейшие времена римские поля.

Весталки - жрицы богини Весты в Древнем Риме, пользовавшиеся большим уважением и почётом. Их особа была неприкосновенной (поэтому многие отдавали им на хранение свои завещания и другие документы). Весталки освобождались от отцовской власти, имели право владеть собственностью и распоряжаться ею по своему усмотрению. Оскорбивший каким-либо образом весталку, например, попытавшийся проскользнуть под её носилками, карался смертью. Впереди весталки шёл ликтор, при опредёленных условиях весталки имели право выезжать в колесницах. Если им встречался на пути ведомый на казнь преступник, они имели право помиловать его, если весталка клялась, что встреча эта произошла случайно и с её стороны непреднамеренно.
В обязанности весталок входило поддержание священного огня в храме Весты, соблюдение чистоты храма, совершение жертвоприношений Весте и пенатам, охрана палладиума и других святынь. Плутарх, оставивший наиболее подробное описание правил служения Весте, предполагает, что они хранили также некие святыни и исполняли некие обряды, скрытые от глаз непосвящённых.

Гаруспик - жрец в Древней Этрурии, позже — в Древнем Риме, гадавший по внутренностям жертвенных животных, особенно часто — печени, и толковавший явления природы (полёт птиц, гром, молнию и др.).Лучшими гаруспиками в Риме считались этруски, от которых и был заимствован этот вид гадания. Последний римский гаруспик упоминается под 408 годом н.э., когда во время осады города готами во главе с Аларихом он предлагал римлянам свои услуги.

Салии - в Древнем Риме жреческая коллегия, состоявшая из 12 жрецов бога Марса и 12 жрецов бога Квирина. Своё название салии получили от военной пляски, совершавшейся ими во время ежегодных празднеств в честь Марса. Также существовала версия о происхождении названия от имени Салия, который якобы научил этой пляске. Салии охраняли двенадцать щитов — анкилов, среди которых один якобы упал с неба, а остальные одиннадцать были точными его копиями. Были также палатинские салии.

Фециалы — римская жреческая коллегия, единственной функцией которой являлось ритуальное объявление через разрешение сената Римом войны, для чего 4 из 20 членов коллегии требовали от возможного противника восстановления статуса-кво и начала войны в течение месяца, если это не произойдёт. Для ритуальной защиты своего посольства на чужой территории один из фециалов (verbenarius) имел при себе собранные в Риме землю и травы. При объявлении войны приносилась в жертву убиваемая камнем свинья, которую возвращали к вражеской границе, после чего туда бросалась гаста. Обряд фециалов формально обеспечивал Риму ведение справедливой войны (лат. bellum iustum, bellum pium).

Фламины - жрецы отдельных божеств в Древнем Риме. Считается, что должность трёх фламинов была учреждена при Нуме Помпилии. Должность фламинов была пожизненной, делились на 3 старших, избиравшихся из патрициев и осуществлявших культ Юпитера, Марса, Квирина, и 12 младших, выбиравшихся из плебейских родов и прикреплённых к 12 второстепенным богам (Вулкану, Флоре и т. д.). Фламины носили конический колпак, сшитый из белой кожи. Они были также хранителями священного огня, символа своего предназначения. В эпоху империи к существующим фламинам прибавились фламины обоготворённых императоров. Должность фламина Юпитера (flamen Dialis) обставлялась большим числом тщательно разработанных правил и табу. Например, ножка кровати, на которой он спит, должна была быть испачкана грязью, он не мог выходить из дому с непокрытой головой, ездить верхом, касаться живых козлов, сырого мяса, плюща, бобров; и тому подобное. Фламин Юпитера лишался сана после смерти жены, подобно русским священникам XVI—XVII вв.